Две с половиной тысячи человек стоят в очереди на получение квартиры в Таллинне. По закону город должен обеспечить их жилплощадью, но квартир не хватает. В ближайшие годы планируется построить всего пару сотен квартир. Более чем в десять раз меньше, чем нуждающихся в помощи людей, пишет депутат Рийгикогу, председатель таллиннского округа социал-демократов Раймонд Кальюлайд в RusDelfi.
Невидимые люди
Недавно я писал о недостаточном финансировании содержания дорог в Таллинне, что привлекло большое внимание. И это понятно, потому что дороги используют все — водители, пешеходы и пользователи немоторизованного транспорта. Проблема двух с половиной тысяч человек, ожидающих жилья от города Таллинна, для большинства невидима, но мы должны поговорить об этом.
Почему этим людям нужна помощь города с жильем? Причины могут быть разными: слабое здоровье или дети с тяжелыми формами инвалидности, очень сложные социальные причины (включая насилие со стороны близкого человека), преклонный возраст и т. д. Эти люди часто не имеют возможности обратиться в суд для защиты своих прав, а также у них нет особой надежды на освещение своей проблемы в СМИ. В каком-то смысле они забыты и невидимы для политиков.
Но это не значит, что их не существует. Более двух с половиной тысяч таллиннцев надеются получить от города квартиру или жилплощадь, больше всего в Ласнамяэ. Многие из этих людей ждали в очереди годами.
Муниципальных квартир недостаточно
Обеспечение жильем является обязательством, вытекающим из Закона о социальном обеспечении. Этот аспект очень важен. Жилье должно быть предоставлено нуждающемуся в помощи человеку. Если местное самоуправление этого не делает, оно нарушает закон.
Сейчас в Таллинне имеется четыре с половиной тысячи муниципальных квартир. Со временем часть из них освободится и будет предложена следующим. На момент написания этой статьи не было ни одной свободной жилплощади в пяти районах Таллинна: Кристийне, Ласнамяэ, Нымме, Пирита и Пыхья-Таллинне. В Хааберсти была одна свободная квартира, в районах Кесклинн и Мустамяэ — три и четыре соответственно. Всего восемь свободных квартир, при этом две с половиной тысячи человек в очереди.
В настоящее время строятся два новых дома. В Пыхья-Таллинне в ноябре этого года будет завершено строительство 80-квартирного дома. В Мустамяэ запланирована постройка еще большего дома — на 130 квартир, но здание находится лишь в начальной стадии проектирования, не говоря уже о строительстве.
Когда оба здания будут построены, в городе появится дополнительно чуть более 200 новых квартир. Это в 13 раз меньше, чем нужно. В Ласнамяэ, где больше всего людей в очереди на квартиры, на сегодняшний день не планируется строить новые муниципальные дома.
Сотрудничество с частным сектором и более тщательная проверка данных
Моя цель – не критиковать городскую управу, а предложить решения. Эту ситуацию можно изменить.
Во-первых, можно построить больше жилья и по максимально доступной цене квадратного метра. У нас в целом есть проблема в городе – по разным причинам строится недостаточно домов с небольшими и более доступными по цене квартирами, в которых нуждаются молодые люди.
При этом нужно быть реалистом – на то, чтобы построить квартиры для всех желающих, у города нет денег. По словам властей города, средняя цена постройки одной квартиры составляет 80 тысяч евро. Чтобы решить проблему жилья для всех ожидающих в очереди людей, необходимо построить новые квартиры примерно на 200 миллионов евро.
Если бы мы задались целью решить проблему за четыре года, нам понадобилось бы 50 миллионов евро в год. В этом году в городском бюджете на муниципальное жилье выделено менее трех миллионов евро.
Частично можно субсидировать аренду квартир, что в данное время также практикуется. Но это тоже не решит проблему полностью. Аренда квартир для всех нуждающихся в жилье обошлась бы городу в десятки миллионов евро в год.
Необходимо сотрудничать с частным сектором. В мире есть города, в которых застройщики обязаны предоставлять часть готовых квартир городу. У нас также на застройщиков налагаются обязательства в виде строительства инфраструктуры или, например, детского сада. Застройщики в Таллинне говорили о том, что для учета таких обязательств могла бы быть более четкая и прозрачная формула. Возможно, поможет принцип, согласно которому определенная часть квартир в готовых домах должна быть передана городу в качестве муниципальных и социальных площадей?
Безусловно, условия со стороны города должны быть справедливыми и понятными для застройщиков.
В прошлом году в Таллинне право на эксплуатацию получили 2800 новых квартир в многоквартирных домах. Например, если бы каждая двадцатая из них была построена для города, в этом году у города появилось бы более ста дополнительных квартир.
Возможно, с помощью частного сектора можно было бы финансировать строительство в большем объеме.
Также город должен пересмотреть свое ведение дел и эффективнее бороться с возможностью злоупотреблений в системе муниципального и социального жилья. Есть много городских легенд об этом.
При постановке человека на учет город выполняет проверку данных ходатайствующего лица. Выясняется, является ли человек трудоспособным, какие льготы получил, зарегистрирован ли в качестве безработного, проверяется информация о доходах, наличие недвижимости и т. д. Необходимо убедиться, что эта проверка проводится достаточно тщательно.
В данный момент мы не можем исключить тот факт, что в то время как один пожилой человек с серьезной инвалидностью ожидает квартиру от города, какая-то из городских квартир находится в руках совершенно здорового и обеспеченного человека.
Чтобы по-настоящему решить жилищную проблему, вероятно, необходимо делать все вышеперечисленное одновременно – строить больше и привлекать для этого деньги, сотрудничать с застройщиками и упорядочить учет муниципальных квартир.
Если же мы станем продолжать в том же духе, жилищная проблема тысяч людей никогда не решится. Они так и будут ожидать своей очереди.
Понятно, что это большая работа, обязательным условием которой является наличие в Таллинне городской управы с сильным социальным нервом, которая заметит проблему этих более чем двух тысяч человек.