Я более чем уверен, что министр внутренних дел Март Хельме очень доволен собой. Все снова говорят только о нем. И он может быть абсолютно уверен – точно так же, как и во все предыдущие разы – и сейчас ему всё сойдет с рук, пишет депутат Рийгикогу, председатель таллиннского округа Социал-демократической партии Раймонд Кальюлайд.
Опять все ограничится словами осуждения. Это противно и неприятно, и во всём этом виноваты все эти юриратасы, янытоом и танеликийки, которые снова раскритиковали Хельме, но продолжают оставаться с EKRE в одной коалиции.
Что касается заявлений Хельме, то они просто глупые. Я уверен, что подавляющее большинство жителей Эстонии не считает в 2020 году, что геев, лесбиянок и бисексуалов нужно депортировать из Эстонии. Я убежден, что большинство молодежи поддерживает предоставление этим людям равных возможностей и прав. И у меня нет никаких сомнений, что в итоге так оно и будет.
Но что нужно сделать для того, чтобы у нас появилась надежда избавиться от министра, который изрыгает одну неуместную мысль за другой, а заодно и от правительства, угрожающего стратегическим интересам и безопасности Эстонии? К сожалению, это сложная задача. И одних только заявлений и осуждений явно недостаточно. Нужны действия.
Нынешняя коалиция очень удобна и полезна всем трем входящим в нее партиям. И особенно – Isamaa. У центристов и EKRE альтернативы нет. А у Isamaa – есть. Если эта коалиция развалится, Isamaa, скорее всего, все равно останется у власти. А вот Центристская партия и EKRE – нет.
И именно поэтому выманить Isamaa из сегодняшнего правительства практически нереально. Я бы на это вообще не надеялся. Но правительство – это табуретка с тремя ногами, которая упадет, если одна из ног отвалится. Какая же из ног самая слабая? Правильно, Центристская партия.
Нынешнее правительство рухнет в тот момент, когда центристы лишатся единоличной власти в Таллинне.
Центристская партия сейчас в очень уязвимом положении. Критически важный для нее вопрос – местные выборы в Таллинне. Если центристы почувствуют опасность не просто лишиться в столице единоличной власти, но и вообще оказаться в оппозиции, то между центристами в Таллинне и на Тоомпеа начнется серьезный конфликт интересов, который им будет крайне сложно уладить.
Сейчас они надеются на то, что смогут снова получить абсолютное большинство в горсобрании Таллинна. Пока мало кто верит, что Центристская партия может вообще оказаться в городе в оппозиции. И задача таллиннской оппозиции (и в первую очередь партий, которые находятся в оппозиции и в Рийгикогу) – в течение ближайших 12 месяцев создать ситуацию, когда это станет возможно.
Для этого нужно показать столичным избирателям четкую альтернативу. У людей должен появиться достойный выбор.
Причем нужно понять, что прежняя тактика – только и делаем, что наперегонки критикуем центристов – вряд ли будет более успешной, чем в предыдущие разы.
Избирателей в контексте местных выборов интересует, как будет развиваться город в ближайшие четыре года.
Людей волнует, будут ли приводиться в порядок дороги, в том числе и небольшие улицы. Каким образом горожанам будет обеспечено более высокое качество медицинских и социальных услуг. Что будет с таллиннскими школами и детскими садами. Жителей столицы всё больше интересует городская среда – как остановить рост числа автомобилей и защитить зеленые насаждения.
Но людям также важны ценности и чувство собственного достоинства.
В ближайшие 12 месяцев нужно вопреки всем провокациям уделять внимание и муниципальным вопросам, поскольку в этот раз на кону намного больше, чем в прошлые разы. Если власть сменится в Таллинне, то она сменится и на Тоомпеа. Если в столице центристская власть устоит, то и в Рийгикогу новая коалиция появится не раньше 2023 года. Но тогда уже, не исключено, нечего будет спасать.