Нужно продолжать повышать безопасность общественного пространства, например, при помощи уличного освещения, но еще больше нужно учиться слушать, что происходит за закрытыми дверями, так как жертвы семейного насилия наряду с физическими травмами позднее страдают и от душевных, пишет кандидат Социал-демократической партии на пост ночного мэра Таллинна Наталие Метс на портале ERR.
Недавно я спросила у владельцев таллиннских ночных клубов, насколько серьезной в их заведениях является проблема сексуального насилия. Под сексуальным насилием я также имею в виду попытки совершения полового акта и комментарии с сексуальным подтекстом, на которые жертва своего согласия не давала.
Я задала вопрос представителям альтернативных и традиционных заведений. Все без исключения ответили, что случаи сексуального насилия происходят очень редко.
О том, что ночная жизнь в Таллинне безопасна, пару недель назад также заявили участники тематической встречи в лице представителей полиции, охранника Теэта Линда и организатора клубных мероприятий Лийзи Реэ.
По словам исполнительного директора фирмы Forus Security Раймо Хейнама, таллиннские улицы настолько безопасны, что охранные фирмы вынуждены постоянно расширять сферу деятельности и предлагать новые услуги.
Во многих городах Европы ситуация совсем иная. В англоязычных СМИ постоянно сообщают об опасной ночной жизни и программах предотвращения сексуального насилия. Жертвами становятся не только участники тусовок, но и работники. Согласно проведенному при поддержке ЕС исследованию, 56% работников ночных заведений Европы сталкивалась на своем рабочем месте с сексуальным насилием. Кроме того, сексуальному насилию подвергались 72% посещающих ночные заведения молодых людей. В Эстонии этот показатель среди молодых людей в возрасте 18-29 лет составляет 7%. Но эта статистика не означает, что в Эстонии насилие не проблема.
Настоящая опасность подстерегает дома
Можно подумать, что в ночном клубе особенно высок уровень сексуальной энергии и недопонимание там – обычное дело. Однако кажется, что публичное пространство заставляет людей вести как подобает, а опасной ситуация становится, когда нет зрителей.
В последние три года 33% вызовов полиции в период с 22 до 5:59 связаны с домашним насилием. Число вызовов растет каждый год. Результаты общеевропейского исследования на тему насилия свидетельствуют о том, что по случаям домашнего насилия Эстония лидирует.
Это значит, что нужно продолжать повышать безопасность общественного пространства, например, при помощи уличного освещения, но еще больше нужно учиться слушать, что происходит за закрытыми дверями, так как жертвы семейного насилия наряду с физическими травмами позднее страдают от душевных.
Свой вклад в обеспечение безопасности в публичном пространстве может внести каждый, личным примером достойного поведения, снижением потребления алкоголя. Предприниматели также могли бы не продавать алкоголь тем, кто уже перебрал. Но как помочь тем, кого мы не видим?
Женщины Эстонии достойны новых норм
Из того же исследования выясняется, что в случае домашнего насилия лишь 13 жертв из ста обращаются в полицию. Нужно проделать огромную работу, чтобы пострадавшие осмеливались и умели обращаться за помощью.
Ситуацию, несомненно, поможет исправить община, в подтверждение тому – происходящее в эстонских медиа. Более чем когда-либо люди делятся своими историями и побуждают других поступать так же, вместо того чтобы бояться.
Эстония – первая и пока что единственная страна восточного блока, где есть центры кризисной помощи жертвам сексуального насилия, которые тесно сотрудничают со всеми причастным к этой теме организациями. Такое сотрудничество было налажено благодаря тому, что работающие в системе люди поняли – эту большую проблему в эстонском обществе можно решить только сообща.
На встрече на тему насилия против женщин в середине марта бывший генпрокурор Лавли Перлинг подчеркнула, что правой системе Эстонии в этой сфере развитие лишь предстоит и она отражает царящие в обществе настроения. Когда правовая система не может адекватно защитить жертву, на помощь должны приходить социальные системы.
Я уже писала о том, что помимо улучшения системы помощи жертвам нужно изменить закон, чтобы под изнасилованием понимался любой половой акт без согласия, независимо от того, оказала жертва сопротивление или же в ее отношении было применено насилие. Но одного лишь изменения закона недостаточно, это автоматически не изменит отношения. Кроме того, наряду с изнасилованием недопустимы никакие формы насилия.
Единственный способ избавиться от насилия – это заметить его и поговорить о нем. Это следует делать как жертвам, так и очевидцам. Стал свидетелем насилия? Расскажи! Сразу!