Должность «ночной мэр» звучит экзотично. Первый ночной мэр появился всего 10 лет назад, у города Амстердам. Сейчас свой советник по ночной жизни появился в Таллинне – им стала социал-демократ, общественный деятель и сооснователь радиостанции IDA Наталие Метс, интервью с которой опубликовано в «Новой газете». Наталие мечтает, чтобы Таллинн стал живее и привлекательнее для молодежи и туристов, безопаснее в ночное время и удобнее для всех жителей.
На работу «ночной мэр» приходит утром, но совсем не исключает, что в будущем посещение ночных клубов придется совмещать с официальной должностью. Пока же этому препятствуют коронавирусные ограничения на посещение мероприятий после 23:00.
— Я организовывала вечеринки и ходила на них более 10 лет, но еще не побывала ни на одной в новом статусе, – рассказывает Наталие. – Очень интересно это сделать и найти свою новую идентичность. Для меня важно не потерять себя в новой политической роли, ведь одна из причин, по которой я сейчас здесь, — доверие со стороны не только моей партии, но и владельцев клубов, артистов и посетителей ночных заведений. Именно поэтому важно оставаться тем, кем я была.
О том, что Таллинну нужен ночной мэр, Наталие начала говорить еще семь лет назад, вдохновившись примером других стран, в частности, Нидерландов, где такая должность впервые в мире появилась в 2012 году в Амстердаме.
— Эта мечта была у меня на протяжении многих лет, и я делала все, чтобы она осуществилась. И все-таки для меня удивительно оказаться в этой должности, хоть это и есть результат моей продолжительной работы, — делится она.
Появление должности советника по ночной жизни стало возможным в связи с изменением политической конъюнктуры в Таллинне: на выборах в октябре Центристская партия потеряла единоличную власть, которую удерживала последние 16 лет. В результате в городской управе возникла коалиция, где наряду с центристами на руководящих постах представлены социал-демократы. Четыре вице-мэра — представители Центристской партии, трое — Социал-демократической. Баланс был достигнут с учреждением должности «ночного мэра», которую и заняла социал-демократ Наталие.
— Вся эта новая ситуация в городской управе кажется необходимой и положительной, — говорит она. — Для современного города важно, чтобы во главе была не только одна партия, а присутствовал разносторонний взгляд на его развитие.
Во время предвыборной кампании планы по развитию Таллинна были представлены в Ночной стратегии социал-демократов. В ней предлагалось организовать круглосуточный общественный транспорт, бесплатные общественные туалеты и даже открыть автоматизированные продуктовые автоматы с доступом к здоровой пище.
Кроме того, в плане говорилось о необходимости организации определенных групп людей, которые будут получать зарплату от города и отвечать за безопасность ночной жизни в оживленных районах Таллинна таких, как Старый город и Теллискиви. Подобные отряды, в частности, существуют в Амстердаме. Однако в условиях пандемии, когда ночная жизнь в городе ограничена или же вовсе отсутствует, существование подобных планов, как и наличие самой должности «ночного мэра», подвергается критике.
— Конечно, сейчас не самое простое время для меня, чтобы приступить к своим обязанностям, потому что из-за пандемии развлекательный сектор серьезно пострадал: у многих клубов и баров больше нет денег, да и привычки людей изменились, все гораздо реже выходят из дома, — объясняет Наталие. — Это одна из причин, почему Таллинну нужен советник по ночной жизни. Кто-то должен говорить за предпринимателей на политическом уровне, ведь если есть люди, которые говорят, что мы должны помочь финансово театрам и кинотеатрам, кто-то должен сказать и о том, что такая помощь нужна заведениям, работающим ночью. Для меня важно, чтобы ночная жизнь в городе была, потому что когда мы ходим в бары или клубы развлечься с друзьями, то у нас одновременно появляется возможность завести новые отношения, создать коллаборации, новые идеи приходят внезапно в голову, когда ты находишься в приятном месте, с хорошей музыкой в расслабляющей атмосфере. Если это не вернуть, мы автоматически упустим много других хороших вещей в нашей жизни, потому что все, что происходит ночью, зачастую имеет продолжение днем.
Наталие подчеркивает, что ее приоритетным направлением являются не только клубы, а организация общественного пространства в целом.
— Сейчас последний общественный транспорт заканчивает движение в полночь, но у нас должен появиться круглосуточный автобус или трамвай для людей, которые вынуждены добираться на работу в ночное время. Также необходимо понять, есть ли какая-то альтернатива походу в клуб или бар, открыты ли какие-то другие заведения, безопасно ли в парках, есть ли там хорошее освещение, есть ли там занятия для людей разных возрастов. Моя задача придумать, что должно быть в городе, чтобы в нем было чем заняться 24 часа в сутки. Если мы посмотрим с экономической точки зрения, когда люди выбирают направление для путешествий, то для многих молодых людей ночная жизнь – важный фактор при принятии решения. И если ты выбираешь между двумя городами – тем, что закрывает все двери в час-два ночи или тем, который этого не делает, то, скорее всего выберешь более свободный. То же самое касается и тех, кто приезжает в Эстонию работать или привозит сюда свои компании. Они предпочтут более развитый город, где больше развлечений и возможностей для круглосуточного отдыха, — объясняет Наталие.
Многое из того, что планируется сделать в Таллинне, основано на опыте городов, где уже давно функционируют ночные мэры.
— Я общаюсь со всеми из них, — говорит Наталие. — У нас даже есть группа в ватсапе, в которой состоят все ночные мэры в мире. Они там ежедневно делятся своим опытом и новостями. Наша стратегия во многом включает то, что уже было сделано в других городах. В частности, в Берлине, где удалось достичь баланса между работой клубов с громкой музыкой и необходимостью людей, живущих поблизости, отдыхать. Или же, например, организацию круглых столов с целевыми группами на постоянной основе. Нам есть чему у них поучиться.
Наталие Метс: всё, что происходит ночью, имеет продолжение и днём