Однажды моя знакомая устраивалась в одну из местных редакций. Когда на собеседовании она посмела заикнуться о том, что предлагаемая зарплата могла бы быть и побольше, работодатель ответил, что «на побольше» он может нанять и мужчину. Неловко как-то, не правда ли?
Однако не всем. Например, экс-спикер Рийгикогу Эне Эргма заявила, что обсуждение этой темы унижает женщин, а сама проблема – миф. Эти слова стали реакцией на план министра здоровья и труда Евгения Осиновского дать возможность Трудовой инспекции контролировать разницу в
Мне жаль, что госпожа Эргма оскорбилась. Но мне кажется, ее слова задели гораздо больше женщин. Неужели, то, что в основном одни женщины отдают свою жизнь школе и получают за эту зарплату ниже средней, это миф? Или то, что зарплата профессора филологии зачастую ниже зарплаты профессора технических наук, тоже миф? Мы привыкли к тому, что есть «женские профессии» и что вполне нормально, если за них платят меньше. Это неправильно! Я уже не говорю о тех многочисленных случаях, когда за работу в одном учреждении на одной и той же должности мужчинам и женщинам платят разные зарплаты.
По данным Департамента статистики, в Эстонии в 2015 году гендерная разница в зарплатах составляла 22,2%. Однако по европейским данным, картина еще более плачевна — этот показатель достигает почти 30%. Это один из самых больших показателей в Европе. Еврокомиссия неоднократно указывала на эту очевидную несправедливость, но мы до сих пор закрывали на все глаза. Теперь, когда тема равенства отошла в сферу ответственности министра здоровья и труда Евгения Осиновского, лед тронулся. Министр предлагает конкретные шаги, которые приведут к сокращению разницы в зарплатах. Для оценки разницы в зарплатах будет разработана специальная программа, которая на основании классификации должности, пола и других показателей будет определять: есть ли на предприятии неравенство в зарплатах и оправдана ли она. Понятное дело, что Трудовая инспекция вряд ли будет разбираться в зарплатах в
Я считаю, что также необходимо указывать диапазон зарплат в объявлениях о работе. Ведь даже на собеседованиях «денежная тема» очень ловко сервируется под вопросом: «А сколько бы вы хотели зарабатывать?» Когда зарплаты засекречены, как понять, сколько просить? В итоге, женщины, находясь в менее выгодном положении, соглашаются на меньшее.
То, что женщина получают меньше, это не только ее проблема. Это и проблема ее мужа, детей, а значит, и всей семьи. Нужно также понимать, что нынешняя разница в зарплатах будущем обернетсяразницей в пенсиях. Так что же унизительного в том, чтобы требовать к себе равного обращения?