Кризис. Это слово за последние недели мы слышали бесчетное количество раз. И мы действительно столкнулись с самой серьезной на нашей памяти пандемией. Будем надеяться, что пик коронакризиса пройден, и ситуация постепенно нормализуется. Но страх перед такими потрясениями никуда не денется. Так и должно быть, бдительность терять нельзя. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что страх, который делает нас более осторожными, может быстро перерасти в страх, который парализует. Страх, который в какой-то момент не позволит нам быть теми, кем мы хотим. Который не позволит нам быть счастливыми, заявил председатель Социал-демократической партии Индрек Саар в своей речи на проходящем в субботу совете уполномоченных партии.
Все мы хотим быть счастливыми. Но как этого достичь, если тебе, твоим близким и всему, что тебе дорого, угрожает один кризис за другим. Коронакризис, экономический кризис, социальный кризис, климатический кризис, кризис демократии, кризис с беженцами, кризис в сфере безопасности, ценностный кризис, кризис народонаселения… Стремительно меняющийся мир заботится о том, чтобы этот перечень становился всё длиннее, чтобы мы не могли расслабиться ни на минуту.
Что было бы, если бы все кризисы остались за спиной? Как сделать так, чтобы мы не жили в состоянии постоянного страха? Изменить свое мышление и прекратить беспокоиться? Так не получится, поскольку это идет вразрез с нашей сущностью. Валдур Микита сказал, что у эстонцев ни в коем случае нельзя отнимать чувство беспокойства, поскольку мы не умеем жить без него.
И, возможно, мы как народ сохранились как раз благодаря тому, что очень серьезно и ответственно относились к завтрашнему дню. Наша «национальная особенность» спасла нас и во время пандемии несмотря на демагогию и запудривание мозгов со стороны власти. Как бы там ни было, чувство страха необходимо для выживания – к кризисам нужно быть готовыми, а не начинать готовиться к ним, когда кризис уже наступил.
Всеобщее желание вернуться к докризисной «нормальности» является совершенно понятным. Но если мы хотим, чтобы эта нормальность была долгосрочной, то мы должны отнестись к пандемии как к уроку. Правительство обязано оперативно разработать комплексную стратегию и конкретные планы действий на случай новых вспышек и пандемий. Эти документы должны включать в себя меры, необходимые для защиты здоровья людей и поддержания экономики и общественной жизни.
Естественно, я говорю не о «мертвой» стратегии, лежащей в ящике стола рядом с другими такими же документами. Стратегия должна постоянно обновляться, быть обеспечена ресурсами, необходимы регулярные учения. Пусть для нас станет примером оборона государства, на которую мы выделяем значительные бюджетные средства и для которой разрабатываем подробные стратегии. Да и военные учения в мирное время мы проводим с завидной постоянностью. Конечно, мы надеемся, что следующей пандемии – так же как и следующей войны – никогда не случится. Но мы должны быть всегда готовы.
Ясно и то, что в одиночку справиться с кризисами невозможно. Одним выжить очень сложно. Значит, нужно поддерживать друг друга. Именно так поступают в семье. И в обществе. Поддерживают, делятся горестями и радостями, мудростью и богатством. Если общество сильное и сплоченное, то справится с любыми кризисами.
Но мы не будем сильными, если вместо безопасности общества во главе угла только низкие налоги. Растерянная власть не в состоянии поддержать людей во время кризиса, обеспечить людей хорошим образованием, врачебной помощью, заботиться о более слабых, развивать науку и международное сотрудничество.
Слабое государство беспомощно взирает на то, как невидимая рука рынка сдирает с народа три шкуры и делает богатых еще богаче, а бедных еще беднее. Именно это мы и наблюдаем последние десятилетия. За редкими исключениями, когда социал-демократы были в правительстве и коэффициент Джини, показывающий расслоение общества, немного снизился. Благодаря тому, что мы поставили перед собой цель – создать для детей равные возможности, направили в сферу здравоохранения дополнительные денежные ресурсы, без которых сегодня ситуация была бы намного хуже. Мы доказали, что всё возможно, если есть воля и знания. И если есть мировоззрение, а не только голое желание быть у власти.
Слабое государство не может сделать ничего для того, чтобы жизнь за пределами городов продолжалась. Если так будет и дальше, то мы утратим свою способность в тяжелые времена быть одним народом.
Сотрудничество – это наш иммунитет. Если оно мнимое, как сейчас, когда власть компенсирует свою неуверенность игнорированием тех, кто думает иначе, то скоро от нашей любимой страны ничего не останется. «Злой вирус» поражает наше правительство и делает там всё для того, чтобы нами начали руководить страхи, чтобы наша волю к сотрудничеству была парализована. И этот вирус можно победить только совместными усилиями.
В глупом государстве, которое недооценивает значение образования, в отличие от умного, нет надежды на эффективную экономику. Сотрудничество и открытость прокладывают дорогу творчеству и инновациям, которые обеспечивают баланс в нашем хрупком мире, позволяют расти и развиваться. Как личности, как общество. Нас не так много, но зато мы можем быть сильными духом. И если мы будем идти вместе, то всегда сможем поддержать того, кто оступился.
Можно издеваться над другими и советовать лечиться гусиным жиром, а можно протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается. Именно так и поступают в настоящих семьях. Именно так можно быть счастливыми. А счастливый человек – более сильный человек. Счастливый человек знает, что любовь существует. Даже тогда, когда очень сложно. А иногда так и есть. Например, когда одолевают страхи. Но мы можем научиться жить с ними, так же как нужно учиться выживать в мире вирусов. Для этого нам нужно чувство безопасности.
Мы должны знать, что, попав в беду, мы не одиноки, что нас выслушают и поймут, а не осудят. Если мы потеряли работу или лишились здоровья, то мы должны знать, что нам помогут. У нас должен быть дом, у нас должно быть государство. Дружелюбное и умное. Государство не должно раздавать приказы и вводить запреты, вести себя как барин. Государство должно поддерживать и мотивировать нас быть теми, кем мы хотим быть. Именно таким видят социал-демократы наше общество и наше государство. Такой мы видим нашу Эстонию.