Индрек Саар на съезде социал-демократов: мы обязательно переживем это правительство

Kirill KlausМы переживем это правительство

Друзья!

Добро пожаловать на первый в Эстонии виртуальный съезд партии. Звучит, конечно, хорошо, но радости это не вызывает. Виртуальность – она и есть виртуальность, она не может заменить реальное общение между людьми. Самое важное – это человек. И человек хочет быть с другими людьми. Хочет чувствовать, что его ценят. Ждет признания и уважения. Ждет понимания. Нуждается в поддержке, когда тяжело. Хочет иметь общее с другими людьми. И не только тогда, когда из-за вируса объявлено чрезвычайное положение. А всё время. Тогда, когда впереди глубокий экономический кризис и тогда, когда экономика растёт. Хочет жить в обществе, где царят равноправие и справедливость. В обществе, где есть забота, доброжелательность и уют.

13 месяцев и 3 недели назад в должность вступило нынешнее правительство. Юри Ратас, характеризуя новый кабинет министров, сказал следующее: «Наши люди не должны конфликтовать между собой. Мы должны базироваться на том, что всех нас – жителей Эстонии – объединяет, а не подчеркивать различия». Давайте вдумаемся в эти слова. Красиво сказано! Но разве они описывают то, что мы видим весь последний год? Кому-то кажется, что конфликтов стало меньше, чем при предыдущих правительствах? Что вместо различий власть сфокусировалась на том, что нас объединяет? Чувствуем ли мы себя лучше, более уверенно? Чувствуем ли мы, что несправедливости и неравенства стало меньше? Я не чувствую. И я уверен, что большинство из нас не чувствует. И вот почему.

Нынешнее правительство думает не об обществе в целом, а только о своих целевых группах, о своих придуманных друзьях и врагах, о своих целях или о своей партии. А не о том, чтобы всё общество жило лучше. Нынешняя власть не в состоянии поставить себя на место другого человека, потому что не хочет этого. У нас – кризис. И мы знаем это. Но кризисы не приводят к неравенству и несправедливости. Разрешение кризисов приводит к этому. Правительство Эстонии приводит к этому.

Это – Эстония [берет карту Эстонии]. А вот, что делает наше правительство [разрывает на куски]. Нет больше единой Эстонии. Всё развалено. И это началось год назад с оскорбления людей, и это продолжается до сих пор. Гинекологи – убийцы, те, кто выращивает клубнику, – рабовладельцы. Но коронакризис вывел уничтожение Эстонии на новый уровень – экономический.

Кризисы всегда ставят нас перед выбором, когда приходится быстро решать, что будет определять наше будущее в долгосрочной перспективе. И поэтому этот выбор всегда крайне важен. Если сделать плохой выбор или вообще отказаться от выбора, то можно быть уверенными, что во время кризиса многие люди окажутся в беде, а неравенство в обществе будет только увеличиваться. Важно, чтобы мы не делали таких ошибок и вышли из этого кризиса более справедливым обществом с более равными возможностями.

Народ Эстонии в сложные времена всегда умел действовать трезво, без паники и находчиво. Предвидел возможные опасности и использовал открывающиеся возможности. И во время коронакризиса ответственность и самодисциплина нашего народа смогли предотвратить худшее. Даже тогда, когда те, кто должен вести нас сквозь бурю, находятся в смятении или заняты внутренними интригами и обслуживанием своих частных интересов.

Но то, что народ в состоянии сам принимать правильные решения для обуздания кризиса, никак не оправдывает то, что правительство, прикрываясь кризисом, занимается придумыванием внутренних врагов и пытается наполнить партийную кассу подозрительными деньгами. То, что у жителей Эстонии хватает разума и смекалки, не означает, что в то время, когда попавшие в беду люди нуждаются в поддержке, когда обществу нужные четкие ориентиры и общие цели, власть имеет право раскалывать общество, противопоставляя людей друг другу.

Крайне жаль, что в это критическое для Эстонии время у правительства Эстонии нет лидера, правительство никто не возглавляет. И я не имею в виду приказы или твердую руку. Я имею в виду адекватные действия. Но в первую очередь я имею в виду мораль, которая бы объединяла наше общество и помогла нам как государству и народу выйти из кризиса более сильными и без потерь.

И именно в такие моменты, которые мы сегодня переживаем, мы больше всего нуждаемся в сплоченности, в друзьях и союзниках. Нам не нужны надуманные и придуманные враги, на которых можно показывать пальцем и на которых можно повесить свою вину. Я заверяю вас, что ни социал-демократы, ни либералы, ни люди с другим родным языком, другим вероисповеданием или другой сексуальной ориентацией, ни гинекологи или те, кто выращивает клубнику, ни актеры, ни преподаватели вузов, ни молодежь, нуждающаяся в психиатрической помощи, ни журналисты или госслужащие, ни правительство Финляндии или Европейская Комиссия… перечислять дальше не буду, поскольку перечисление всех, кого правительство демонизирует, заняло бы слишком много времени… Одним словом – никто из них не является врагами Эстонии. Борьба с выдуманным врагом, конечно, может сплотить за спиной той или иной партии людей, которым удалось запудрить мозги или кто разочаровался в развитии Эстонии. Но с точки зрения национальных интересов Эстонии объявление жителей и наших союзников врагами – губительно для нашей страны.

Неспособность нынешнего правительства заниматься тем, чем оно должно заниматься, – беспокоит меня больше всего. Давайте посмотрим, чем нынешняя власть занимается во время кризиса. Кто-то вообще понял, каков план правительства по поддержке женщин и молодежи, которые первыми потеряли работу, чтобы они получили достаточную поддержку, смогли пережить кризис и снова найти работу? Как родители, воспитывающие детей в одиночку, могут быть уверены в том, что у них хватит денег, чтобы ребенок мог пойти в детский сад, хотя доходы снизились, а за детсад снова нужно платить? Как должен организовать свою жизнь человек, который больше не может каждый месяц доплачивать по несколько сотен евро за своего близкого, находящегося в доме попечения? Или как потерявший работу человек должен весь год жить на пособие по безработице, размер которого составляет 189 евро в месяц? 189 евро! Как это возможно, что в то время, когда тратятся миллиарды, министр финансов не может найти деньги для того, чтобы повысить пособие по безработице хотя бы до прожиточного минимума? Что должен делать живущий в провинции малый предприниматель, у которого нет достаточного залога, чтобы получить кредит и спасти свое дело? Возможно, это последние рабочие места в деревне. И при этом правительство раздает сотни миллионов евро крупным компаниям, которые прекрасно бы справились сами.

Или как мы будем справляться с серьезными проблемами, на которые указывает обнародованный на прошлой неделе доклад о развитии человеческого потенциала в Эстонии? Как уменьшить социальное расслоение в регионах и обеспечить более равномерное развитие страны? Как сделать так, чтобы пожилые люди не остались в стороне от объективной информации, а молодежь снова захотела участвовать в общественной жизни? Как сохранить наше природное и культурное богатство? Как правительство собирается использовать нынешний кризис для того, чтобы реорганизовать экономику? Неужели создание нового завода по производству сланцевого масла и сжигание нашего леса в Нарве – лучшее, что мы можем сделать для нашей экологии?.. Каковы долгосрочные альтернативы для исчезающих навсегда рабочих мест? Как мы можем использовать на международном уровне свой опыт организации дистанционного обучения во время кризиса? Дополнительное финансирование Европой дигитальной сферы могло бы стать возможностью именно для Эстонии… Ау, министры Ратас, Хельме, Аас и тот, кого прямо во время кризиса поставили вместо Кару! Кто-нибудь что-нибудь слышал о плане правительства?

Я задаю эти вопросы, но я знаю, что на них нет ответов. Поскольку правительство всё это не интересует. Они слишком заняты решением проблем с незаконными пожертвованиями в партийной кассе или своими торжественными политическими заявлениями, которые никуда не ведут и ничего не решают. Одно пустословие. И это пустословие наполняет наше общество. Чем? Разочарованием. Потерями. Гневом.

У нас кризис, и мы находимся в его самом начале. Но уже сейчас понятно, что этот кризис продлится еще какое-то время, и самое плохое – еще впереди. При этом наше правительство – совершенно безвольное. Я бы хотел критиковать шаги правительства. Я бы хотел обратить ваше и его внимание на то, что их дела оставили те или иные нюансы без внимания. Но я не могу этого сделать. Поскольку правительство никаких шагов не предпринимает. А то, что оно все-таки делает, оставляет без внимания не нюансы, а целые группы людей, целые сферы, деревни и города.

При каждом кризисе есть пострадавшие, много несправедливости и неравенства. Я всегда критиковал руководителей EKRE, но я никогда не критиковал избирателей этой партии. Их фрустрация и разочарование понятны. И они объясняются последствиями прошлого экономического кризиса, когда нужды и желания десятков тысяч человек остались без внимания. Но если предыдущий экономический кризис породил EKRE, то что породит нынешний кризис, который, по всей видимости, будет еще более жестким? К чему приведет ничегонеделание нашего правительства? [показывает разорванную карту Эстонии] Вот к чему приведет. Разорванная в клочья Эстония. Семье Хельме это подходит. А всему остальному обществу? Эстонии?

Друзья! Мы находимся в кризисе. Правительство Эстонии уже целый год разрывает нашу с вами страну на части и не намерено останавливаться. Но мы не можем мириться с этим. Мы не можем позволить появиться еще большей несправедливости и еще большему неравенству. Мы должны позаботиться о нашем государстве.

Джон Донн написал четыре века назад: «Ни один человек не является отдельным островом, абсолютно самим по себе». Столетие назад Северные страны сделали выбор – каждый человек важен для общества. Нужно прилагать усилия для того, чтобы возможности у всех были равными, чтобы общество было более внимательным и сплоченным. Чтобы все чувствовали себя уютно и комфортно. И они справились с этой целью в ситуации, когда значительная часть Европы пошла по другому пути, по пути разделения, что вскоре привело к мировой войне.

Социал-демократы знают, что ни один человек не является островом. Никого нельзя бросать в беде. Мы должны стоять плечом к плечу с теми, кого нынешнее правительство старается столкнуть лбами. Мы должны сделать всё, чтобы Эстония осталась Эстонией. Заслуживающей любви.

И поэтому я не сомневаюсь, что мы переживем это правительство. Я уверен, что наше общество сильнее нынешнего правительства. Я верю, что не за горами тот день, когда даже необузданное желание сохранить за собой министерские посты не сможет удержать это правительство вместе. И тогда мы, социал-демократы, должны будем ответить на вопрос, готовы ли мы внести свой вклад в то, чтобы Эстония стала более справедливой и равноправной. Чтобы кризис окончательно не рассорил нас, чтобы Эстония была нашим общим домом.

И я знаю, каким будет ваш ответ. Спасибо!