В начале этого года Европейская комиссия заявила о намерении установить универсальную минимальную зарплату во всем Евросоюзе. На первый взгляд, идея гарантировать каждому жителю Европы одинаково справедливую минимальную оплату труда кажется утопичной. Если же разобраться, на деле это оказывается вполне осуществимым, а для всех, кому небезразлична судьба рабочего класса, – очень желательным шагом вперед, пишет Владислав Велижанин, вице-президент молодежной организации социал-демократов в «МК-Эстония».
Минимальная европейская зарплата не означает, что, например, в богатом Люксембурге и нашей скромной Эстонии рабочим нужно будет платить одинаковую сумму денег. Так как очевидно, что у нас разный уровень цен и соответственно разный уровень зарплат, невозможно понизить стандарты более богатых стран или ввести огромную минимальную зарплату в тех же странах Балтии и восточной Европы.
На самом деле, предложение комиссии состоит в том, чтобы зафиксировать соотношение минимальной и медианной зарплаты по стране. Минимальный размер оплаты труда будет напрямую зависеть от того, какие заработные платы считаются нормальными в каждой из стран. Это, кстати, настолько логичная мысль, что напрашивается вопрос: а по какому принципу минимальная зарплата устанавливалась до сих пор?
Медианная зарплата – это зарплата «среднего в ряду» человека, то есть она больше, чем зарплата 50% людей, и меньше, чем зарплата остальных 50 %. Например, в Эстонии в прошлом году медианная зарплата составила 1 100 евро. Это, между прочим, меньше средней зарплаты в 1 407 евро за тот же период, которая высчитывается по формуле: складываем мясо с капустой и «в среднем» получаем голубцы. На самом деле, конечно, большинство эстоноземельцев о зарплате в 1 407 евро могут только мечтать.
Так вот, по мнению Европейской комиссии, минимальная зарплата могла бы составлять не меньше 60 % от этой самой медианной зарплаты в каждой из стран-членов Европейского союза. В Эстонии это означает, что минимальная зарплата должна будет увеличиться на 76 евро с нынешних 584 евро до 660 евро, на 76 евро больше. Важно, однако, что по мере роста медианной зарплаты минимальная зарплата должна будет расти вместе с ней – удобно «забыть» об этом или отложить повышение по политическим причинам больше не получится.
Как вообще понимать «справедливую минимальную зарплату»? Экономисты в Брюсселе считают, что минимальная зарплата должна обеспечивать «достойный уровень жизни», а сам размер зарплаты должен честно соотноситься с остальными зарплатами в стране. В Эстонии мы регулярно читаем, например, о сверхзарплатах различных чиновников. Старожилы могут вспомнить и 33-тысячный оклад гендиректора Теро Таскила, благополучно пустившего Estonian Air в последнее крутое пике.
На фоне всего этого тысячи эстоноземельцев вынуждены работать за 584 евро в месяц, и зачастую пользы от их труда больше, чем от «золотых» гениальных управленцев и визионеров, получающих шикарные зарплаты из бюджета. Брюссель предлагает сделать шаг в сторону большей справедливости, и у этого шага есть конкретная формула: минимальная зарплата равняется 60% от медианной зарплаты.
Справедливая минимальная зарплата по-европейски: как и зачем?