Правительство и его главу упрекали в том, что вся энергия ушла на смягчение конфликтных заявлений EKRE, и до реализации коалиционного договора дело так и не дошло. Однако, все не совсем так, иронизирует генеральный секретарь Социал-демократической партии Раннар Васильев, оценивая в Eesti Päevaleht первые 100 дней работы правительства.
Правительство и в первую очередь премьер-министра упрекали в том, что вся энергия ушла на смягчение конфликтных заявлений самого активного члена коалиции, а также на извинения. И действия, которые для любого нормального правительства должны были бы быть основой его существования, в данном случае так и остались лишь предложениями в коалиционном договоре. Однако, на мой взгляд, все не совсем так, поэтому я перечислю то, с чем правительство все-таки справилось.
Государственная реформа. Тема, которую обсуждает каждое новое правительство. Причем конкретным шагам обычно предшествуют основательные дискуссии и глубокие анализы. Нынешнее же правительство сразу взяло быка за рога.
Внешняя политика. Раньше премьер-министр, министр иностранных дел и министр обороны были теми, кто формировал внешнюю политику правительства и представлял Эстонию в мире. В нынешнем правительстве эту роль с ходу на себя взяли министр внутренних дел и министр финансов. Если до сих пор Эстония равнялась, скорее, на Северные страны, то теперь мы берем пример со стран бывшего восточного блока. Как видно, сегодняшние Польша, Венгрия и Чехия намного ближе нынешнему правительству, чем Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания, представляющие общество благополучия. И это – абсолютно логичный выбор, если целью является ослабление Евросоюза, поскольку от Северных стран в борьбе за более слабую Европу нет никакого толку. Нет от Северных стран пользы и в том случае, если хочется поделиться с британцами опытом выхода из Европейского (читай: Советского) союза. В этом направлении за сто дней были предприняты целенаправленные, мощные шаги.
Финансовая политика. В этой сфере всегда нужно находить компромиссы. Поскольку людям присуще откладывать сложный выбор, принятие решений затягивается. Нынешнее правительство было весьма конкретным. До выборов обещали повысить финансирование науки и развития до 1 процента ВВП и понизить акциз на алкоголь. Поскольку на все денег не хватило, то решили, что алкоголь важнее. Быстрое и четкое решение, никаких долгих обсуждений и исследований.
Политика предпринимательства. Министр внешней торговли не может одновременно находиться и в Эстонии, и за рубежом, не может в одно и то же время говорить и по-эстонски, и по-английски. Нужно делать выбор. И снова выбор был оперативным и конкретным – нужно быть в Эстонии и говорить по-эстонски.
Политика образования. Уже долгое время актуальной является дискуссия о том, что слишком большое количество университетов в Эстонии не позволяет обеспечить высочайший уровень науки. Сегодняшнее правительство уже предприняло первые шаги и подняло вопрос, нужно ли предлагать в Таллинне высшее образование с сельскохозяйственным уклоном. Конокрадов, скорее, нужно обучать в другом месте.
Политика в сфере культуры. Юбилейный праздник песни вызвал у многих негодование, поскольку Певческое поле не смогло вместить всех пришедших, и тысячи человек остались без билета. И снова на помощь поспешил министр внутренних дел, что само по себе логично, ведь возмущенные народные массы – это забота в первую очередь как раз таки главы МВД. И чтобы на следующих певческих праздниках места было намного больше, он назвал поющую революцию массовой истерией.
Итоги. Новое правительство по целому ряду вопросов действовало оперативно, конкретно и мощно. Однако во многих сферах, например, в социальной и региональной политике, здравоохранении, окружающей среде и сельском хозяйстве правительство засветиться еще не успело. Боюсь, что это только вопрос времени.
Rannar Vassiljev: EKRE mõtteavalduste silumise kõrvalt on valitsus jõudnud nii mõndagi korda saata